КампанофилияКолокола-колокольчики

Старинные монеты и нумизматика - ув

News image

Нумизматика как область коллекционирования зародилась давно, ...

КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ ПИВНОЙ АТРИБУТИК

News image

Бирофилы, кто они? Перед вами некое ...

Колокола-колокольчики

колокола-колокольчикиРОССИЯ прожила оглушительно тихий век - в ней более полстолетия практически не звучали колокола... Не звучали повсеместно, дружно, как всегда было принято на Руси, где колокола с древности размеряли течение дней городов и сел. Церковные звоны сопровождали будничную жизнь, радовали благовестом в праздники... XIX век слыл веком колокололитейного искусства России. Но нам, не таким уж и далеким потомкам, трудно это представить: в советские годы тысячи российских культовых колоколов были варварски уничтожены, а литье их прекращено.

Новый уклад жизни прервал существование не только церковных колоколов, 20-е годы XX столетия стали последними в истории создания их младших звонких собратьев колокольчиков: и поддужных (под дугой), и сигнальных - пожарных, станционных - при железнодорожных станциях.

Звенит-утешает?

Колокольцы, колокольчики - очень красивая страница в истории русских колоколов. Что интересно, открыта и написана она в основном не историками-профессионалами, а... любителями, собирателями старины - точнее, теми, кого уважительно именуют коллекционерами-исследователями. Ими собраны и изучены колокольчики ямские, коридорные, настольные (для вызова прислуги), свадебные, рыбацкие, а также бубенцы-бубенчики, коровьи ботала, кутасы, ропотни и гремки (прообразы колокольцев-побрякушки на шее скота для наслышки на выпасе, а в старину еще и для оберега). Вот сколько родни набралось у колоколов!

Колокололитейное производство в России (уже советской) продержалось до 1927 года. Это был последний год существования завода братьев Усачевых в Валдае. Прежде в маленьком магазинчике Усачевых, прямо на станции, проезжающие могли купить любые колокольчики. И в 20-е годы была еще у них такая редкая возможность. Кто же мог знать, что это был последний шанс !

Сегодня, в начале XXI века, единственный в России Музей колокольчиков открыт и действует в Екатерининской церкви города Валдая. (Общеизвестно, что Валдай в прошлом - крупный центр литья ямщицких колокольчиков.) Туда коллекционеры съезжаются на колоколоведческие конференции.

До сих пор колокольчиков в частных собраниях больше, чем в российских музеях. Крупнейшая частная коллекция - в Ростове Великом (собрал В.Ким) - 2100 экземпляров. 1150 - у коллекционера-исследователя В.Хрунова из г. Чехова Московской области. В Нижнем Новгороде - около 1000 колокольчиков периода 1800-1917 годов - в собрании Л.Крайнова-Рытова.

Свыше 20 лет Леонид Леонидович увлечен историей колоколов и является региональным представителем Ассоциации колокольного искусства России (АКИР). Главный предмет его исследований - именно колокольчики, особенно ямские - наиболее редкие экземпляры певучей бронзы.

Сожалеть о том, что все в руках частников , здесь не стоит. Не тот случай. Благодаря энтузиастам сбережены порой единственные на всю страну образцы колокольного литья. Коллекционеры-подвижники делают открытия, раскапывая никому не известные сведения о промысле, мастерах и предметах своего собирательства. Особенно нежная привязанность отдана ямщицкому (поддужному) колокольчику, который давно стал поэтическим символом России.

Звону много - веселей дорога!

Нет, не случайно колокольчик (а не рожок) прижился на русских почтовых и курьерских тройках. Как средство сигнала - уступи дорогу! - оба были хороши. Но колоколец, миниатюрная копия колокола, естественно, стал неотрывной частью русского быта. Более того - легендой, поэзией, фольклорным явлением. Кто ж не помнит - Вот мчится тройка удалая... и колокольчик, дар Валдая... - ну и так далее.

В конце XVIII века в России учредили образцовую почту , то есть ввели первые регулярные почтовые линии: кибитки с почтой двигались по дорожному расписанию, с ямщиками, от стана к стану. Дороги под это дело расширили, лошадей стали запрягать не гусем , а в ряд - тройкой . Чтобы издалека заявлять о своем приоритете на тракте, ямщики-гонщики поначалу... лихо свистели. Введение сигнального рожка - немецкой моды - они упорно саботировали. За свист и наказаны бывали не раз - батогами биты, но все без пользы.

Когда и кому пришла идея подцепить на дугу коренника литой крикливый колокольчик - доподлинно неизвестно. Произошло это приблизительно в 70-е годы XVIII века. И полюбился звон и ямщикам, и ездокам... А дальше, на почве этой всенародной любви, пришло время назреть новому конфликту. Колокольчики распространились очень широко, и звук из-под дуги частных повозок начал сбивать с толку ямщиков почтовых троек. И вправду, не поймешь: курьер ли мчится по дороге или веселый барин решил покататься со звоном? Выход, конечно, нашелся - запретить колокольчики для частного пользования. А запреты на Руси - дело известное. Звона колокольчиков не убавилось, но вошли в моду еще и бубенцы - известные с древности шарообразные колокольчики, внутри которых катается, встряхивается дробина или две. За тихий воркующий звук (не то звон, не то рокот) их и называли - воркунами: Поехали с воркунами! А сколько любования в народных прозваниях бубенцов: воркунцы, позвонцы, ширкуны, болхари, глухари, балабончики, гормотунчики...

Кто меня купит, тот щаслив будет

И бубенцы - предмет собирательства, но с колокольчиками - не сравнимы по значению и ценности. Бубенчики, как правило, безымянны (надписей на них нет), да и большим разнообразием не отличаются.

Иное дело - колокольчики! Мастерство в литье их действительно достигло вершины в XIX веке. Долгое время это был кустарный промысел: мастера-самоучки проживали вдоль почтовых трактов. В конце столетия в России действовали солидные литейные заводы наряду с мелкими фабричками-мастерскими. Сложились центры литья: Валдай, Касимов, Слободской, Тюмень, Вологда, Павлово, Рязань, Чебоксары. Позднее - село Пурех Балахнинского уезда Нижегородской губернии. В Пурехе и блись Пуреха известны целые династии литейщиков. Нижегородец Крайнов-Рытов насчитывает в этих краях 13 колокольных сел и деревень и 60 мастеров! Самые знаменитые - Клюйков, Веденеев, братья Трошины.

Соответственно и колокольчиков было превеликое разнообразие. На Нижегородской ярмарке, к примеру, в конце ХIХ века большим спросом пользовались: дар Валдая , сибирские, граненые, гладкие, гречушные... более 70 видов по прейскуранту, да каждый сорт еще различных размеров! Надо сказать, что к тому времени запреты на частные звоны уже давно отпали, конная почта и ямская гоньба ушли в прошлое - ведь появились железные дороги.

А колокольчик под дугой все не смолкал: пел, звенел, басил, дребезжал, гомонил, заливался... Под дугой плясал уже не один, а два или три и даже до пяти колокольчиков, подбираемые в созвучия. Без них не обходился ни свадебный поезд , ни катания на тройках на Рождество, Новый год, Пасху.

Мысль, оставленная в бронзе

Не только звучанием и красотой формы привлекает колокольчик. На настоящих старинных колокольчиках (ценных для коллекции) обязательно имеется надпись - на так называемой юбочке . Они и называются поэтому - подписные. Что подписано? Имя мастера, время изготовления, а главное - фраза, представляющая собой то известную песенную строку (или ее часть), то поговорку, напутствие, потешку, загадку и даже (редко) ненормативную лексику.

Самая распространенная колокольная надпись - ДАРЪ ВАЛДАЯ и ее варианты. Любимая - на свадебных колокольчиках - КОГО ЛЮБЛЮ ТОГО ДАРЮ . На самом деле подписей сотни и сотни: что ни мастер - своя. А мастер-то был кустарный, провинциальный, малограмотный. Отсюда и жанр подписи - разговорный, что так удивительно смотрится в долговечном материале - бронзе. И все же эти строчки, отлитые в бронзе, необычайно милы, добродушны, бесхитростны: МЕНЯ СОБОЙ ВОЗМИ ОТЪ МАСТЕРА БАСКОВА , ЗВЕНЮ ПОТЕШАЮ ЕДУ ПОСПЕШАЮ , КУПИ МЕНЯ Я УВЕСЕЛЮ ТЕБЯ , ДЕШЕВО ЛЮБО ДАРЮ ДРУГУ . Были мысли и более пространные: ПРОЩАЙ МИЛЫЯ МОЯ ЕДУ В ДАЛЬНЫЯ КРАЯ . И целые поучения: ВОТЪ СТАРЫ ДРУХ ЛУТЧИ НОВЫХ ДВУХ ...

Тема надписей и декора поддужных колокольцев бесконечна. Тут интересно то, что по подписям все еще обнаруживаются новые, неизвестные прежде имена мастеров колокольного литья. Имена-открытия есть и в нижегородском собрании Крайнова-Рытова: Лев Рязанов, г. Чебоксары (1810), Федор Гагин, г. Слободской (1817), Никифор Баранов, г. Касимов (1835).

А есть ли будущее у российских колокольчиков? Как у объектов коллекционирования - да. Совершенство форм, чудесный радостный звон изделий прежних мастеров восхищали и будут восхищать многих. И стимулирован на творческий поиск и открытия в истории.

Эпоха колокольчика избрала его своим звуковым символом. Ну а наш век, возможно, останется в памяти мелодичными трелями мобильных телефончиков и пейджеров?

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Интересные факты:

Древние артефакты

News image

Покупка подобных экспонатов на самом деле не только дорогостоящее дело, этому занятию могут посвятить себя немногие избранные, по причине строго контролирования со стороны государства за об...

Казимир Малевич

News image

Разработка сайта днепропетровск осуществляется оформлением заставок с использованием изображений работ знаменитых художников. Великий художник, автор известной картины «Черный квадрат» и стиля супрематизм. Был рожден на Украине, в ...

Инвестиции в коллекционирование

Оружейные коллекции: особенности инвести

News image

Коллекции. Старинные сабли гораздо надежнее любой валюты, считают коллекционеры. Но по...

Определены самые необычные музейные колл

News image

Приезжая в новую местность, туристы спешат познакомиться с достопримечательностями, посетить му...

Как не наломать дров при инвестициях в и

News image

По сообщению американской газеты The New York Sun, специалисты банков и ...

Авторизация



TRUSTLINK