КампанофилияФольклор ямщиков

Старинные монеты и нумизматика - ув

News image

Нумизматика как область коллекционирования зародилась давно, ...

КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ ПИВНОЙ АТРИБУТИК

News image

Бирофилы, кто они? Перед вами некое ...

Фольклор ямщиков

фольклор ямщиковОсобую группу колокольных текстов составляют напутствия - ямщицкие изречения, охватывающие определенный набор тем. Рассмотрим их подробнее.

Шутливые прощания:

ПРАЩАИ МИЛЫЯ МАЯ ЕДУ В ДАЛЬНЫЯ КРАЯ
ПРАЩАИ ДЕДУ ВОТЪ Я АТЪ ТЕБЯ ГУЛЯТЬ УЕДУ
НАМЪ ПРИЯТЕЛИ ЗНАКОМЫ К СЕБЕ В ГОСТI ЗАУТЪ
1866 ГОД КУПИ ТРОИКУ ЛОШАДЕИ ЕЗДИИ ВИСЕЛЕИ
• М • СТЕП • ЛЕНИНЪ (днище).

Удалая похвальба возницы, предупреждение возможных последствий столкновения на дороге и в быту:

1863 ГО ЕДУ: НЕСВЕЩУ: А НАЕДУ: НЕСПУЩУ:
ЕДУ НИСВИЩУ А НАЕДУ НИ • М • НИКАЛАИ КИСЛОВЪ •
Я ЕДУ НИСВИЩУ А ХТО ЗАЦЕПИТЪ НИСПУЩУ .

Колокольные мастера обладали завидным чувством юмора. Они отливали надписи, имеющие несколько смыслов - очевидный и скрытый. Это предупреждения о возможных последствиях столкновения не только в дороге, но и в жизни.Такой надписью владелец колокольчика предупреждал не только встречные транспортные средства, но и своих клиентов и партнеров по бизнесу.

Загадки, поговорки, пословицы, скоморошины

Специфическая касимовская фольклорная традиция основывается на использовании загадок, поговорок, пословиц, прибауток, иных шутливых надписей. Основоположником этого жанра можно считать В. Скорнякова. Касимов уверенно держит пальму первенства по сравнению с другими колокололитейными центрами. В коллекции В. Хрунова был колокольчик (в настоящее время он находится в коллекции автора), который этот авторитетный коллекционер-исследователь относит к изделиям данного мастера, со следующей надписью, переделанной из загадки:

УС: ЕМЪЩИК : КРИЧУ: БЕЗО РТА: ГОНЮ:БЕЗ КНУТА: .

В данном случае загадка, посвященная церковному колоколу, трансформирована в загадку о дужном колокольчике:

Кричит без языка,
Поет без горла,
Радует и бедует,
А сердце не чует.

Существуют различные толкования сокращения УС : ЯМЩИК . Коллекционер-исследователь С. Сукач высказал следующее предположение: Устал ямщик, но тройка идет аллюром, и ею управляют помощники ямщика - колокольчики. Слово уснул некорректно по отношению к ямщику - ему на работе спать не положено. По плохой дороге не уснешь, а по хорошей гнать надо, т. е. идти аллюром .

Л. Крайнов-Рытов предложил расшифровку: усмехается ямщик - загадал седоку загадку, а тот не может ее разгадать.

Версия усмехается ямщик представляется более правдоподобной. Мастер, скорее всего, описал диалог между возницей и пассажиром в форме загадок.

Тема насмехающегося ямщика встречается и на других касимовских колокольчиках:

ЗВЕНИТЪ : ПОТЕШАЕТЪ : ЕМЩИКЪ : НАСМЕХАЕТЪ .

Одна из первых тем, обозначенных в специфическом касимовском фольклоре, разговор ямщика и седока.

Идею отливать на колокольчиках шутливые надписи, поговорки, пословицы, загадки в полной мере развили касимовские литейщики Николай Иванович и Михаил Николаевич Кисловы. Известно более четырех десятков оригинальных надписей, отлитых на изделиях их мастерской.

1851 ПРАЩАИ МИЛЫЯ МАЯ ЕДУ В ДАЛЬНЫЯ КРАЯ
НК (днище)
1853 КУПИ МЕНЯ ДЯДЯ ПА ДЕНЬГАМЪ ГЛЯДЯ
1857 ТОЧНА НА ЗАКАСЪ И ЗДЕЛАНЪ ДЛЯ ВАСЪ
1861 ПАРА НАШЕМУ ТЕЛЕНКУ ВОЛКА СЪЕСТЬ
1862 ВОТЪ СТАРЫ ДРУХЪ ЛУТЧИ НОВЫХ ДВУХЪ
М:Н:КИС: (на днище)
1863 ПРАЩАИ ДЕДУ ВОТЪ Я АТ ТЕБЯ ГУЛЯТЬ УЕДУ • М •Н •КИСЛОВ (на днище вокруг петли)
1864 НЕТЪ БАРЫША ЗАТО СЛАВА ХАРАША
ВА ВЕСЬ СВЕТЪ ГАРЕЛЪ СНЕКЪ САЛОМАI ТУШИЛИ
ВАЛКОВЪ БАЯТЦА И ВЛЕСЪ ГУЛЯТЬ НИ ХАДИТЬ
ЗА ВОЛГАI НА ГАРЕ МАСКАЛЬ СИНА КОСИТЪ
НИСУЛИ ЖУРАВЛЯ В НЕБИ А ДАВАИ СИНИЦУ В РУКИ
ЧЮДЕСА В РИШИТЕ ДЫРЪ МНОГА А ВЫЛИСТЬ НЕГДИ

В этих текстах широко представлен русский народный фольклор.

Коллекционер-исследователь И. Духин установил, что Николай Кислов использовал в качестве источника шутливых текстов еще один пласт народного фольклора - скоморошины. Ряд надписей взят из следующего фольклорного источника:

Где же это видано,
Где же это слыхано?
Чтобы курочка бычка родила,
Поросеночек яичко снес,
На высокую поличку взнес,
Безрукий клеть обокрал,
Глухому в окно подавал,
Безносый табак нюхал,
Безгубый трубку курил,
Немой за старостой пошел.

Кислов разбил скоморошины на строки и отлил их на колокольчиках, например:

КУРЫЧКА БЫЧКА РАДИЛА А ПРАСЕНАЧИКЪ ЯИЧКА СНЕС .

К числу шутливых текстов, близких к скоморошинам, относятся прибаутки:

ВА ВЕСЬ СВЕТЪ ГАРЕЛЪ СНЕКЪ САЛОМАI ТУШИЛИ
ГРОМЪ ГРЕМИТЦА КРАСНА ДЕВА СУИТИТЦА

Некоторые поговорки с учетом даты отливки приобретают особый назидательный смысл, становясь сатирой на общественно-политические события.

В 1861 г. вышел царский указ об отмене крепостного права. Его изданию предшествовали различные толки и сплетни о характере предстоящей реформы. Возможно, свое ироническое отношение к этим слухам мастер выразил в следующем тексте:

1861 НЕ ЛЮБА НИСЛУШАИ А ВРАТЬ НИМЕШАИ .

После отмены крепостного права в крестьянской среде распространился другой слух, согласно которому подлинный указ, наделяющий крестьян не только волей, но и землей, якобы скрыт царскими сановниками, и вот-вот обман будет раскрыт. Мастер мог иронизировать и по поводу этих слухов.

Социальная сатира представлена в колокольных текстах не только поговорками, но и пословицами. Отношение крестьян к бывшим хозяевам после отмены крепостного права выражают следующие пословицы:

1861 ПАРА НАШЕМУ ТЕЛЕНКУ ВОЛКА СЪЕСТЬ
ПАРА УШЪ И НАШЕМУ ТИЛЕНКУ ВОЛКА СЪЕСТЬ
1862 НЫНЕ СМИРНЫХЪ ВАЛКОВЪ ТИЛЯТА ЛИЖУТЬ .

С присущей ему иронией мастер выразил свою позицию по поводу изменений в сознании и поведении современников

НЫНЕ СВЕТЪ НИТАКОВЪ СТАЛО МЕНИ ДУРАКОВЪ .
НЫНЕ ЧЕСТНОСТЬ И ВЕРНОСТЬ В ОТСТАВКУ УШЛИ .

Приведенные тексты сочетают признаки поговорок и пословиц, поскольку в определенном контексте понимаются не буквально, а приобретают иносказательный характер.

Оценка предпринимательства

Противоречивое, непоследовательное отношение русского крестьянства к предпринимательству нашло отражение и в колокольных текстах.

Есть надписи утешительного характера для неудачливых предпринимателей:

1864 НЕТЪ БАРЫША ЗАТО СЛАВА ХАРАША .

Поговорка отражает менталитет определенной части общества, которая странным образом оправдывает свое неумение работать. Неясно, из чего складывается хорошая слава, если ты загубил начатое дело, не получив дохода. Можно вспомнить образ Емели на печи, к которому по щучьему велению все пришло само.

Есть тексты иного характера, отражающие деловой подход к бизнесу:

1876 КАКЪ ПРАДАЖА МАЛА И ТАРГОВЛЯ НИМИЛА .
РУБЛЕВЪ ДЕНЕГЪ НА ИМЯ ПОЛТИНА НА ЗВОНЪ МАСТ. ИВЛАМ.

Коллекция М. Сурова. № 18.18.

Это переделанный вариант пословицы Полтина не звон, а на имя рублев денег . Ее образный план - важно не само дело, а прославление себя. В контексте исполнения ее на дужном колокольчике она приобретает еще один переносный смысл: ирония над чрезмерной тягой к престижу в связи с заказом именных дужных колокольчиков. Именные заказники были намного дороже обычных колокольчиков, их цена соответствовала цене коровы. Обычный колокольчик такого качества стоил полтину (50 копеек), но за престиж иметь на нем свое имя следует добавить рубль. Сравните эту пословицу с современным фразеологизмом: Понты дороже денег .

Итерпретация традиционных поговорок

Традиционные поговорки привязываются к конкретной ситуации:

1862 ВОТЪ СТАРЫ ДРУХЪ ЛУТЧИ НОВЫХ ДВУХЪ .

В данном контексте поговорка старый друг лучше новых двух приобретает переносный смысл, превращаясь в пословично-поговорочное выражение, - колокольчик прослужит долго, покупатель с ним сдружится и не будет необходимости приобретать ему замену.

Алкогольная тема

представлена одновременно поговорками и пословицами:

ХАРАШО ПИТУХИ ПАЮТЪ И СПАТЬ НИ ДАЮТЬ .

Прямой смысл очевиден: речь идет о раннем пении петухов. Однако слово питух имеет и другое значение - пьяница. Надпись содержит иронический подтекст: поют загулявшие люди. Именно они, а не птицы петухи, мешают спать.

Естественно, ямщики были склонны к согреванию водочкой, поэтому данная тема представлена в колокольных надписях:

А ХТО ВЫДУМАЛЪ ХМИЛЬНОЯ ТОТЪ КУДА РАЗУМИНЪ БЫЛЪ
СКИНИМСЯ ПО ДЕНЕЖКИ КУПИМ ВОДОЧКИ
ХАДИ В КАБАКЪ НЮХАI ТАБАКЪ ВИНО ПЕI НИЩИХЪ БЕЙ .

Последний из процитированных текстов - укороченный пересказ пословицы: Ходи в кабак, вино пей, нищих бей, будешь архиерей .

Касимовские ремесленники отлили немало оригинальных надписей любовной тематики. С присущим им юмором они использовали пословицу, которая по своему прямому смыслу описывала элементы ямщицкого быта, а по подтексту являлась констатацией любовной привязанности:

ПОВИСЬ КРЕПКА НЕОТОРВАТИ ФЕДКА
МК (днище).

Изначально пословица звучала следующим образом: Повязь крепка и не оторвать Федька . Ее прямой смысл заключается в том, что ямщики зимой привязывались к саням, дабы не выпасть на повороте или ухабе. Но словосочетание повязь крепка приобрело и иносказательный смысл - влюбленность. Пословица содержит подтекст: так крепко втюрился Федька, что не оторвать.

И ВОТЪ ПИТУШКИ ЗАЛАТЫЯ ГРИБИШКИ М.Н.К. .

Кажется, это пересказ сказки А.С. Пушкина. На самом деле термин питушки применен в другом смысле - жених, молодой любовник. Колокольчик мог использоваться при обряде сватовства в тройке жениха. Его мог заказать и молодец для поездок к зазнобе.

Пословицы общежитейского, назидательного характера

Пословицы, используемые в колокольных текстах, можно объединить в следующие основные группы: общемировоззренческие, любовная, алкогольная тематика; сатира общественной жизни.

Остановимся на пословицах, имеющих общежитейские обобщения, широкий назидательный смысл:

ПА СЕНКИ ШАПКА ПА ЯРМОШКИ ШЛЫКЪ В ПОРУ ШЪТЬ : .

Известны следующие ее традиционные варианты: Па Сенькии шапка , По Сеньки шапка, по Ереме колпак , По Сеньки шапка, по Ереме колпак [кофтан] .

Смысл: каждый получает то, что заслужил, чего достоин, что соответствует его положению. Можно привести аналогичные по смыслу пословицы: По барину и говядина , Каковы сами, таковы и сани .

Происхождение пословицы основывается на историческом явлении: На Руси бояре носили высокие шапки из куньего, собольего или бобрового меха: чем знатнее и древнее считается боярский род, тем выше была шапка .

В крестьянском быту ХIХ в. шапке не придавалось такого значения, как в боярском. Однако уважающий себя крестьянин не появлялся на улице без шапки, в праздник надевал хорошую, зимой - всегда из дорогого меха. Меховая шапка считалась большой ценностью, передавалась по наследству.

ЗА ТЕМЪ ЩУКА В ОЗИРИ ЧТОБА КАРАСЪ НИ ДРЕМАЛ .

Традиционная редакция этой пословицы звучит следующим образом:

На то и щука в море, чтобы (чтоб) карась не дремал .

Смысл - следует всегда быть настороже. Обычно так говорят, когда кого-то обманули, провели:

1876 ГОД. ВОЛКА БАЯЦА И ВЛЕСЪ НИХАДИТЬ
ВАЛКОВЪ БАЯТЦА И ВЛЕСЪ ГУЛЯТЬ НИ ХАДИТЬ .

Смысл пословицы - если страшиться трудностей, опасностей, то нечего браться за дело.

НИ СУЛИ ЖУРАВЛЯ В НЕБИ А ДАВАИ СИНИЦУ В РУКИ

Имеются следующие варианты этой пословицы:

Ни сули журавля в год, а хоть синичку до ворот ;
Журавль в небе не добыча .

Аналогичными по смыслу являются пословицы:

Рыба в реке - не в руке ;
Ближняя соломка лучше дальнего сенца .

Смысл пословиц - из-за неверной надежды не оставляют верную выгоду. Много сулят - мало дают.

Есть тексты, представляющие собой видоизмененные пословицы. Например:

КАЗА С ВОЛКАМIЪ ТЯГАЛАСЬ АДНА АСТАЛАС: .

Традиционные варианты звучат так: Кобыла с волком тягалась, только хвост да грива остались или Коза с волком тягалась - одни рога да копыта остались . Они отражают неразумность соперничества заведомо слабого с сильным (сравните: С сильным не борись, с богатым не судись ). Но при этом пословицы правильны и в физиологическом аспекте - от съеденных животных остается только несъедобное: хвост, грива, рога, копыта.

Мастер изменил пословицу, поскольку она не помещалась на юбке колокольчика. В укороченную надпись, согласно ее ритму, подходит слово шкура , т. е. от козы осталась одна шкура. Однако такая редакция делает поговорку нелогичной, поскольку шкуру волки съели бы. Литейщик был вынужден пожертвовать изначальной логикой пословицы ради ее размещения на юбке изделия.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Интересные факты:

Самые дорогие автографы в мире

News image

Автограф Джимми Хендрикса Этот человек был знаменитым американским автором, гитаристом и певцом. В его эпоху он являлся одним из влиятельных и важных музыкантов. Он был люб...

Коллекционирование

News image

Многие занимаются коллекционированием. Наверняка почти все читатели, если и не целенаправленно, коллекционируют что-либо на протяжении всей жизни. По крайней мере, пробовали в свое время что-то со...

Инвестиции в коллекционирование

Оружейные коллекции: особенности инвести

News image

Коллекции. Старинные сабли гораздо надежнее любой валюты, считают коллекционеры. Но по...

Определены самые необычные музейные колл

News image

Приезжая в новую местность, туристы спешат познакомиться с достопримечательностями, посетить му...

Как не наломать дров при инвестициях в и

News image

По сообщению американской газеты The New York Sun, специалисты банков и ...

Авторизация



Официальный сайт автошколы - Подготовка и обучение водителей на категории B в Клину..Практические занятия проходят с лучшими инспекторами по вождению. Наша автошкола имеет современный автопарк. Тренировочная площадка находится в черте города, что очень выгодно и удобно для многих людей.

TRUSTLINK