КалендофилияБратец Календарик и Сестрица Этикетка

Старинные монеты и нумизматика - ув

News image

Нумизматика как область коллекционирования зародилась давно, ...

КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ ПИВНОЙ АТРИБУТИК

News image

Бирофилы, кто они? Перед вами некое ...

Братец Календарик и Сестрица Этикетка

братец календарик и сестрица этикетка

Филумения и филотаймия (или календаристика) похожи не только названиями. Это произведения так называемой промышленной графики, имеющие чисто утилитарное назначение: украшать спичечные коробки либо информировать о дате и дне недели.

И те, и другие выпускаются миллионными тиражами (правда, этикетки постоянно, а календари – этакими разовыми предновогодними «залпами»), но «в живых» остаются единицы – в основном в коллекциях соответствующих чудаков. В самом деле, кому нужна пустая спичечная коробка или прошлогодний (а то и прошлого столетия) календарь?

Они близки по размеру и материалу (сейчас спичечные этикетки все больше заменяются каркорами (картонными коробками), размеры которых почти равны стандартным «календарным»).

Производители и тех, и других, поняв, что этой одноразовой ерундой заинтересовались коллекционеры, начали выпускать специальные коллекционные, сувенирные серии, рассчитанные специально на них.

И проблемы филуменистов и филотаймистов общие: где найти, как хранить, как каталогизировать. Последнее актуально еще и потому, что темы на мини-плакатах в большинстве своем одинаковые: города, природа, искусство, транспорт, техника безопасности во всех ее проявлениях – от соблюдения ПДД до безопасного обращения с огнем, коммеморативные (юбилейные) выпуски, реклама. Ну и, разумеется, политическая пропаганда (куда ж без нее!).

Разумеется, блюстители чистоты сайта могут возразить: мол, у вас своя свадьба, у нас своя! И будут правы… Но не совсем. Потому что есть, есть пересечения. Так, на календарях (особенно тех, что выпускались по заказу Управления пожарной охраны) весьма популярно изображение спичек и спичечных коробков. Намного меньше, но все же встречаются рекламные календари спичечных фабрик (вроде того «беличьего», что приведен на фото).

Есть и примеры обратного характера: календари на… спичках (мы не берем такие весьма широкие, но в принципе тоже «календарные» темы, как «Времена года» или «Знаки Зодиака»). И эти «спичечные» календари довольно разнообразны по оформлению и конструкции.

Вот перед вами сувенирный спичечный набор 1987 года «С Новым годом!» (художник Ю.К. Левиновский) Балабановской экспериментальной фабрики, являющийся одним из старейших спичечных предприятий России (он же, но с измененными выходными данными, был выпущен на спичечных фабриках «Искра» в Благовещенске и «Красная звезда» в Кирове). В красивую коробку уложены 18 спичечных коробков. На 12 – месячные календарные таблицы на 1988 год, а шесть «лишних» заполнены подходящими к случаю рисунками.

Похожий набор не так давно выпустил и нынешний сосед Балабановской фабрики – фирма по производству сувенирных спичек «Старт». В одной общей коробке – 12 самых разных спичечных упаковок (от «люксов» всех размеров до спичек-книжечек), на каждой из которых – календарь на месяц. Это явно рекламный выпуск.

Далее – настольные коробки-календари (такая конструкция называется «домик», и бывают такие домики и одно-, и двухэтажными). Одна плоскость высокой двускатной «крыши» занята весьма оригинально исполненной рекламой фирмы, другая – календарем на год.

Почти аналогичная конструкция, выполненная по заказу одной из фирм, тоже представляет собой спичечницу-календарь, на этот раз перекидной. На каждой цветной страничке – календарь на месяц, на обороте – реклама фирмы.

Не отстают и зарубежные коллеги. В качестве примера показываем польскую спичечную серию «Календарь 2002» из 12 этикеток, на каждой из которых, понятно, дана табличка соответствующего месяца, и аналогичную немецкую, на 1964 год. Непонятно только, то ли в начале года надо было набирать сразу 12 упаковок (по одной на месяц), то ли фабрика выпускала их «кусочками» (на это тоже не похоже: все этикетки в одном листе).

Как бы то ни было, но прецеденты имеются.

Поначалу мне показалось, что подобных пересечений филотаймии с другими видами коллекционирования немало, однако по зрелом размышлении я понял, что филумения один из очень немногих видов коллекционирования, некоторые объекты которой могут быть небезынтересными для филотаймистов. Пожалуй, с некоторой натяжкой сюда можно отнести перидромофилистов (коллекционеров железнодорожных билетов) – в последнее время на рекламных «обложках» билетов тоже стали печатать календари (один из образчиков прилагаю), «мешочников» (коллекционеров иллюстрированных полиэтиленовых пакетов – к сожалению, образцов не имею), прессофилов (коллекционеров газет и журналов: каждое уважающее себя издание считает хорошим тоном опубликовать свой рекламный календарь в последнем номере уходящего или в первом – наступающего года).

Думаю, что это не последняя статья филуменистов на «календарном» сайте: у нас много общих проблем, и решать их лучше сообща.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Интересные факты:

Коллекция музея клоунов в Туле насчитыва

News image

Необычный для Тулы музей начал свою работу в цирке. Главная действующая фигура экспозиции – клоун. А собрал такую богатую и разнообразную коллекцию цирковой артист, акробат Ва...

Виртуальный музей пищевых аномалий

News image

Единственный музей из всех представленных, который создаётся силами самих посетителей. Отсюда некая простота исполнения. Но девизом музея является не «как», а «ч...

Инвестиции в коллекционирование

Оружейные коллекции: особенности инвести

News image

Коллекции. Старинные сабли гораздо надежнее любой валюты, считают коллекционеры. Но по...

Определены самые необычные музейные колл

News image

Приезжая в новую местность, туристы спешат познакомиться с достопримечательностями, посетить му...

Как не наломать дров при инвестициях в и

News image

По сообщению американской газеты The New York Sun, специалисты банков и ...

Авторизация



TRUSTLINK