Новости коллекционированияПрогулка по Императорскому Эрмитажу. Утерянные шедевры

Старинные монеты и нумизматика - ув

News image

Нумизматика как область коллекционирования зародилась давно, ...

КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ ПИВНОЙ АТРИБУТИК

News image

Бирофилы, кто они? Перед вами некое ...

Прогулка по Императорскому Эрмитажу. Утерянные шедевры

прогулка по императорскому эрмитажу. утерянные шедеврыРассматривая акварели с видами залов Нового Эрмитажа, внимательный зритель заметит, что ряд произведений живописи, скульптуры и прикладного искусства, среди которых встречаются знаменитые шедевры, ныне уже не украшают музей. Став заложниками исторических перипетий первой половины ХХ в. в России, эти произведения искусства - гордость музейной коллекции XIX в. - в 1920-1930-е гг. навсегда покинули стены Эрмитажа.

К началу Октябрьской революции 1917 г. сокровища Эрмитажа оказались в Москве, куда они были эвакуированы в начале осени этого переломного для страны года. В это время в Петрограде через Коллегию по делам музеев в Эрмитаж стали поступать национализированные ценности частных коллекций, которые принимались музейными работниками на временное хранение и не вносились в каталоги (впоследствии они были варварски распроданы государством на заграничных аукционах). Лишь к концу 1920 г. удалось успешно завершить реэвакуацию эрмитажных ценностей из Москвы, и тогда вновь были открыты все залы музея.

На 1920-е гг. приходятся длительные и полные драматических коллизий переговоры с московским Музеем изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина) о выделении ему большого числа картин. 28 января 1927 г. было подписано окончательное соглашение, по которому в Москву передавалось около 500 картин из запасного фонда. Вскоре, однако, произошла дополнительная передача около 70 великолепных произведений из экспозиции. При этом разъединялись знаменитые парные работы, например, Веронезе Диана и Минерва (ныне в ГМИИ им. А.С. Пушкина) и Пуссена Битва израильтян с амалекитянами и Битва израильтян с аммореянами (ныне в ГМИИ им. А.С. Пушкина). Также в это время происходит интенсивный отбор картин для периферийных художественных музеев.

С 1 октября 1928 г. в СССР началось претворение в жизнь плана первой пятилетки - утопической идеи великого скачка , захватившей все слои советского общества. Предполагалось в пятилетний срок провести ускоренную индустриализацию всей страны и преодолеть ее аграрную отсталость. По решению Комиссариата внешней торговли, созданное в 1925 г. объединение по экспорту и импорту антикварно-художественных ценностей Антиквариат становится внутренним источником получения свободно конвертируемой валюты для страны. В 1929-1932 гг. Антиквариат проводит активную продажу предметов искусства из музейного фонда и музеев Советского Союза на заграничных аукционах. В архиве Эрмитажа хранится переписка по этому поводу - правительственные распоряжения, письма и телеграммы.

Кроме отправки музейных ценностей на аукционы, проводились переговоры с нефтяным магнатом и известным коллекционером Галустом Гюльбенкяном. В апреле 1929 г. из Эрмитажа ему были проданы 24 предмета французского серебра и золота и картина Благовещение Дирка Боутса (XV в.). Второй покупкой Гюльбенкяна (февраль 1930 г.) стали 15 серебряных предметов и замечательный портрет Елены Фурмен работы Рубенса. Третья покупка произошла в июне 1930 г., в нее вошли скульптура Гудона Диана , две картины Рембрандта ( Афина Паллада и Портрет Титуса ), картины Ватто ( Влюбленный Мецетен ), Терборха ( Урок музыки ) и Ланкре ( Купальщицы ). В октябре 1930 г. была продана лишь одна картина Рембрандта Портрет старика . Все приобретения стоили коллекционеру 325 000 фунтов стерлингов.

Вторым после Галуста Гюльбенкяна партнером СССР по тайным распродажам произведений живописи из Эрмитажа стал министр финансов США Эндрю Меллон. В результате девяти сделок с апреля 1930 г. по апрель 1931 г. в его личную коллекцию перешел 21 шедевр из Картинной галереи музея на общую сумму в 6 654 033 доллара ( Благовещение Яна ван Эйка; Поклонение волхвов Боттичелли; триптих Распятие Перуджино; Св. Георгий и дракон и Мадонна Альба Рафаэля; Венера с зеркалом Тициана; Портрет Изабеллы Брант , Сусанна Фурмен с дочерью и Портрет лорда Филиппа Уортона Ван Дейка; Польский дворянин , Девочка с метлой и Портрет дамы с гвоздикой Рембрандта; Портрет молодого человека Франса Халса и др.)

Итогом этих трагических для Эрмитажа лет стала невосполнимая утрата более 50 шедевров. Кроме крупных покупок Гюльбенкяна и Меллона, картины разными путями попали в следующие мировые музеи: Национальная галерея Виктории в Мельбурне ( Пир Клеопатры Тьеполо), Филадельфийский художественный музей ( Триумф Нептуна и Амфитриты Пуссена), Государственный музей Амстердама ( Отречение апостола Петра Рембрандта, Портрет сэра Томаса Грешема и Портрет Энн Фернли, жены сэра Томаса Грешема Антонио Моро), нью-йоркский Метрополитен-музей (две створки триптиха: Распятие и Страшный суд Яна ван Эйка) и др.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Интересные факты:

Минерал Фуксит

News image

Фуксит получил свое название в честь немецкого геолога И. Н. фон Фукса и представляет собой разновидность минерала калиевой слюды - мусковита. В отличие от него, ...

Коллекция автомобилей Леонида Брежнева

News image

Фантазия человеческая поистине безгранична. Во все времена люди коллекционировали самые разнообразные предметы, от спичечных коробков и флаеров, по которым производится заказ пиццы до старинных швейных ма...

Инвестиции в коллекционирование

Оружейные коллекции: особенности инвести

News image

Коллекции. Старинные сабли гораздо надежнее любой валюты, считают коллекционеры. Но по...

Определены самые необычные музейные колл

News image

Приезжая в новую местность, туристы спешат познакомиться с достопримечательностями, посетить му...

Как не наломать дров при инвестициях в и

News image

По сообщению американской газеты The New York Sun, специалисты банков и ...

Авторизация



TRUSTLINK