Новости коллекционированияПочему работы женщин-художниц намного дешевле произведений, созданных мужчинами?

Старинные монеты и нумизматика - ув

News image

Нумизматика как область коллекционирования зародилась давно, ...

КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ ПИВНОЙ АТРИБУТИК

News image

Бирофилы, кто они? Перед вами некое ...

Почему работы женщин-художниц намного дешевле произведений, созданных мужчинами?

почему работы женщин-художниц намного дешевле произведений, созданных мужчинами?«Женщинам трудно нравиться людям», — говорит знаменитый скульптор Луиз Буржуа в новом документальном фильме, посвященном ей и ее творчеству. Арт-критик Брайан Сьюэлл более резок: «Ни одна женщина-художница не достойна звания великой».

Один из самых известных в мире арт-дилеров Иван Вирт в прошлую субботу выступил с заявлением, что женщинам-художницам, чьи работы представлены на арт-рынке, приходится сталкиваться с предрассудками и дискриминацией. Из-за этого цены на их произведения в разы меньше, чем суммы, которых достигают работы художников-мужчин.

Вирт представляет интересы Луиз Буржуа, постоянно проживающей в США французской художницы, известной главным образом своими гигантскими скульптурами паучих. Одна из этих «паучих» (под названием «Мама») в прошлом году экспонировалась в Лондоне (у здания галереи Tate Modern) и была очень популярна у туристов. Несмотря на всемирную известность Буржуа и огромное количество поклонников ее творчества, ее большой отрыв от Лусиена Фрейда в списке авторов самых дорогих работ среди ныне живущих художников представляет собой «вечное разочарование».

Недавно торги произведениями современного искусства Sotheby's и Christie's вновь поразили всех сенсационными ценами. Картина Лусиена Фрейда «Портрет обнаженной женщины с отражением» была продана за 23,4 миллиона долларов, скульптура Джеффа Кунса «Цветок из воздушного шарика (Пурпур)» ушла за 25,6 миллиона… Вместе с тем картина уроженки Южной Африки Марлен Дюма «Посетитель», ставшая самой дорогой работой ныне живущей женщины-художницы, продалась на Sotheby’s всего за 6,3 миллиона долларов, при том что о качестве и художественной ценности работ Дюма или Луиз Буржуа и того же Кунса можно спорить.

Иван Вирт очень недоволен такой ситуацией. «Ценность произведений на рынке не должна определяться полом художника, — говорит он. — Мы, например, представляем действительно выдающихся художниц, таких как Луиз Буржуа, Джоан Митчелл и Ева Хессе, большинство работ которых представляют собой вещи высочайшего класса».

На прошлой неделе на Sotheby’s был установлен новый рекорд: картина легенды оп-арта (optical art) Бриджет Райли «Песнь 2» ушла за 4,5 миллиона долларов, и этот результат поднял Бриджет Райли на первое место в ценовом рейтинге работ британских художниц. Луиз Буржуа также является рекордсменкой: на данный момент она занимает первое место в списке авторов самых дорогих работ среди ныне живущих французских художников. Она также установила рекорд в мае этого года, когда одна из ее «паучих» была продана на парижском Christie’s за сумму, превышающую 4 миллиона долларов. Это сделало ее автором самой дорогой работы среди ныне живущих женщин-художниц, но, как мы видим, ее рекорд был скоро побит Марлен Дюма.

Наивысший аукционный результат среди работ женщин-художниц принадлежит картине нашей соотечественницы, легенды русского авангарда Наталии Гончаровой. Ее «Цветы» были проданы на прошедшем в июне Christie’s почти за 11 миллионов долларов. Однако эта цифра бледнеет по сравнению с гигантскими суммами, которые покупатели готовы выложить за работы выдающихся художников-мужчин: в мае «Триптих 1976» Фрэнсиса Бэкона был продан за 86,2 миллиона долларов, став самым дорогим произведением послевоенного художника, когда-либо купленным на аукционе.

Иван Вирт выражает недовольство тем, что картины, скульптуры и инсталляции даже самых известных художниц продаются в среднем всего за 4–6 миллионов долларов, в то время как менее ценные с художественной точки зрения работы некоторых творцов мужского пола приносят более впечатляющие суммы. «Уж арт-рынок-то должен быть свободен от предрассудков, — говорит он. — Конечно, я был рад, когда картина Марлен Дюма ушла на Sotheby’s за 3,2 миллиона фунтов. Но нужно сравнить эту сумму с результатами, которых достигли на том же аукционе произведения художников-мужчин: работа Бэкона была продана за 13,7 миллиона фунтов, Баския — за 5 миллионов, Ричарда Принса — за 4,2 миллиона… На сегодняшнем рынке искусства произведения женщин-художниц считаются дешевым товаром».

Автор и социолог Сара Торнтон, чья книга об арт-рынке выйдет в этом году, отмечает, что произведения искусства, созданные женщинами, составляют всего 30 процентов работ, экспонирующихся в музеях и галереях. В рейтинге Top-100 художников, чьи работы достигли самых высоких результатов на аукционах в 2007 году, только четыре позиции — 49-е место и ниже — принадлежат женщинам.

«Недопустимо полагать, что стоимость произведений на аукционах есть эквивалент их эстетической ценности, — говорит Торнтон. — В мире искусства, конечно же, должно быть равноправие. Только в 2004 году работа ныне живущей художницы (Марлен Дюма) впервые была продана за сумму, превышающую 1 миллион долларов. Сверхдорогие произведения искусства покупают в большинстве своем бизнесмены мужского пола. И им нравятся в первую очередь художники-бизнесмены, такие как Уорхол, Херст, Кунс, — наверное, потому, что они напоминают им самих себя».

Вторая причина неуспеха женщин-художниц на аукционах — это гораздо меньший «размах» их искусства. Те же самые Марлен Дюма и Луиз Буржуа выполняют свою работу сами, в отличие от Дэмиена Херста и Джеффа Кунса. «На женщин-художниц обычно не трудится целая фабрика ассистентов, беспрестанно штампующих картины и скульптуры, — продолжает Торнтон. — Если кому-то нужно, чтобы работы какого-то художника все время повышались в цене, то ему следует постоянно поставлять все новые и новые творения этого художника на аукционы. Для женщин-художниц такая ситуация нехарактерна».

Но арт-критик Брайан Сьюэлл отмечает, что исторически женщинам было легче добиться признания в мире искусства, чем в какой-либо еще области. В XVI, XVII и XVIII веках женщин-художниц современники превозносили до небес. Стоит только вспомнить Артемизию Джентилески (1593–1651/63) и ее современницу Феде Галлици, известную как Галиция (1578–1630), которые считались величайшими художницами своего времени.

«На арт-рынке нет никакого сексизма, — говорит Сьюэлл. — Просто Бриджет Райли, Луиз Буржуа и им подобные — художники второго и третьего ранга. Первоклассных женщин-художниц вообще никогда не было… Только мужчина способен создать великое произведение искусства. В художественных училищах 50 процентов или даже больше студентов — женщины. Однако в 28–30 лет они все “выгорают”. Может быть, это как-то связано с рождением детей».

Иван Вирт, однако, с этой точкой зрения не согласен. Он верит, что ситуацию еще можно изменить к лучшему. «Проблема в том, что произведения женщин-художниц во все времена редко достигали музеев, — сказал он в интервью газете The Art Newspaper. — Но сейчас появилось очень много кураторов-женщин, а также выступающих за равноправие молодых кураторов-мужчин, готовых пересмотреть историю искусства».

Что об этой ситуации думают представители аукционов? Глава отдела современного искусства Christie’s Пилар Ордовас не согласна с тем, что на арт-рынке существует дискриминация по половому признаку. «Работы многих художников-мужчин продаются за те же суммы, что и “женские” произведения, — считает она. — Говорить о том, что пол или возраст художника как-то влияет на цену, — значит сильно все упрощать».

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Интересные факты:

Награда для коллекционера

News image

В наградной системе Российской Федерации нет наград за ратный труд, и тем более никак не отражается труд коллекционера. Редакция газеты Петербургский коллекционер решила во...

История русских самоцветов

News image

ОАО Русские самоцветы является производителем ювелирных изделий. Достоинство данной марки является высокое качество обработки металла и камня. Данное общество было создано в 1912 году, согласно ука...

Инвестиции в коллекционирование

Оружейные коллекции: особенности инвести

News image

Коллекции. Старинные сабли гораздо надежнее любой валюты, считают коллекционеры. Но по...

Определены самые необычные музейные колл

News image

Приезжая в новую местность, туристы спешат познакомиться с достопримечательностями, посетить му...

Как не наломать дров при инвестициях в и

News image

По сообщению американской газеты The New York Sun, специалисты банков и ...

Авторизация



TRUSTLINK