КоллекционированиеВ Русском музее угощают пивом

Старинные монеты и нумизматика - ув

News image

Нумизматика как область коллекционирования зародилась давно, ...

КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ ПИВНОЙ АТРИБУТИК

News image

Бирофилы, кто они? Перед вами некое ...

В Русском музее угощают пивом

в русском музее угощают пивомВ Строгановском дворце Русского музея открылась выставка «Композиции с пивом». Что общего у пива с изящными искусствами? Простонародный пенистый напиток легко представить себе на стадионах или рок-концертах среди разгоряченных толп футбольных фанатов и поклонников современной музыки. И совсем непросто — в художественном музее, среди позолоты и лепнины, наборного паркета и зеркал, мрамора и бронзы… Возможно, посетителей, пьющих пиво из горла, и попросят удалиться из музея, но никто не помешает им любоваться картинами с изображением этого напитка.

Создание выставок в Русском музее в последние годы напоминает увлекательную компьютерную игру. Набрал в поисковой системе ключевое слово, и она выдала тебе произведения искусства из постоянной экспозиции и запасников на заданную тему. Красный цвет в русском искусстве? Легко! Тема дороги в русском искусстве? Сколько угодно! Лошади? Да пожалуйста! Прошлым летом публика, пришедшая в музей, могла «охладиться» на выставке «Вода в русском искусстве». Теперь вот пришел черед пива. Правда, в сравнении с водной выставкой, пивная значительно скромнее: в постоянной экспозиции и фондах музея удалось найти лишь 60 произведений живописи, графики и декоративно-прикладного искусства. И то пришлось дополнять тему картинами про уборку урожая, молотьбу и колосящиеся поля.

От ендовы до банки

Инсталляция, воссоздающая интерьер крестьянской избы, знакомит с посудой, из которой наши предки пили. Посмотрев на ковши, братины и ендовы из меди и латуни, украшенные гравировкой и резьбой, с грустью подумаешь, как упростился наш быт. Да и само распитие пива напоминало ритуал, чуть ли не священнодействие. И первые картины, в которых художники запечатлели сцены с пивом (середина XVIII столетия), походят на вакханалии—поклонение античному богу Вакху. «Сельский праздник» Ивана Тонкова (1790), запечатлевший пляшущих крестьян, чем-то похож на картины знаменитого голландца Питера Брейгеля. А вот в «Крестьянской пирушке» Алексея Вишнякова (1760-1770) царит совсем иное настроение. Пиршество нескольких принаряженных крестьян, собравшихся за столом в темной избе, скорее напоминает какой-то обряд.

«Миша, сходи за пивом!»

На рубеже XIX-XX веков жанровые картины на социальные темы, столь милые сердцу передвижников, уступили место более изысканным и философским натюрмортам. Бурная жизнь людей с их желаниями, страстями и пороками остается за кадром, а в кадре —тихая жизнь вещей.

В «Пивном натюрморте» (1904) крупнейший мастер русского авангарда Михаил Ларионов (1904) не столько пиво прославляет, сколько играет формами и сочетаниями цветов. Стол, кстати, небогат — два стакана с золотистым напитком, тарелка с желтеющим сыром, синяя скатерть… Хотя и далеко еще до послереволюционной аскетичной простоты нравов, отраженных одним из первых Кузьмой Петровым-Водкиным в его знаменитом натюрморте с селедкой на газете.

Жаль, что устроители выставки решили пойти по пути наименьшего сопротивления и ограничиться только собственными закромами, не обращаясь к коллегам из других музеев. Потому нет здесь знаменитых «пивных» абстрактных полотен Ольги Розановой и Давида Штеренберга. Есть, правда, пара «пивных» натюрмортов Александра Куприна, входившего в знаменитую группу «Бубновый валет», но нет картин на эту животрепещущую тему его друга и соратника Петра Кончаловского (как бы хорошо вписалась в выставку жанровая картина 1926 года «Миша, пойди за пивом!»—великолепная по живописи и какая-то булгаковская по духу).

В двадцатые годы пиво усиленно пропагандируют. «Трехгорное пиво выгонит вон ханжу и самогон!» — грохочет Владимир Маяковский, а рекламный плакат трехгорного пива, который красуется на выставке, сделан не кем-нибудь, а знаменитым художником-конструктивистом Александром Родченко.

В пятидесятые-шестидесятые годы неказистые ларьки с длинными очередями жаждущих пива становятся непременной частью рабочих окраин.

Центр выставки—знаменитая картина Мити Шагина «У ларька» (1988). Бедный убогий быт, грубые, некрасивые лица, немодная одежда, жизнь, укладывающаяся в схему «хрущоба-завод-пивной ларек». Но и в этой беспросветной жизни есть своя красота. И потому над мужиками, покорно стоящими на грязном затоптанном снегу в очереди к пивному ларьку,— ангел, летящий в розовеющем предвечернем небе. А продавщица, сидящая в этом ларьке, похожа на прекрасную даму, запертую в своем замке.

Многие немолодые посетители подолгу стояли возле огромной картины Ивана Николаева «Пивной бар» (1970), вспоминая каждый — свое. Один мой коллега даже вспомнил, как редакция некогда популярной молодежной газеты, в которой он работал много лет, отмечала в этом баре свой юбилей. Пейзаж, который виден из огромного панорамного окна бара, узнаваем, хотя и несколько смазан, сдвинут, словно собор и дома мы видим глазами опьяневшего человека. Это канал Грибоедова, в двух шагах от Невского проспекта. Бар — огромный, напоминающий вокзал, с модными в конце 60-х пластиковыми столиками на тонких высоких ножках и цветными цилиндрическими абажурами. Это вам не ларек и не убогая забегаловка. Сюда захаживали и идущие с работы инженеры, и богема — художники, поэты, писатели, и даже мажоры —фарцовщики, торговавшие фирменной одеждой на «галере» Гостинки. Художник создает ощущение опьянения и легкого головокружения. Бар словно плывет, взгляд выхватывает лица, то живые и выразительные, а то стертые и похожие на маски с пустыми глазницами...

Григорий Голдовский, ведущий научный сотрудник Русского музея, настойчиво призывает посетителей ни в коем случае не расценивать эту выставку как пропаганду или рекламу пива: «Нас интересовала эта тема как часть культуры повседневности, которую необходимо изучать». Что ж, культура так культура.

В последнее время директора крупнейших петербургских музеев говорят о необходимости агрессивной музейной политики, настойчивой пропаганде искусства. Потому что иным способом высокое искусство никак не сможет выиграть у массовой культуры — вульгарной, напористой, агрессивной, шумной. И в этой борьбе, мол, все средства хороши: что возить гигантские копии эрмитажных шедевров на грузовиках по городу, что развешивать копии на фасадах домов, что устраивать выставки на провокационные, намеренно «низкие» темы, но воплощенные в произведениях настоящего искусства. В самом деле, какая разница, «Пиво в искусстве», или даже «Водка в искусстве», лишь бы картины были хорошие.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Интересные факты:

Коллекционирование старинных рыцарских з

News image

Это только, кажется, что старый почти разрушенный и ничейный рыцарский замок 12-14 века не продается. Но часто такая покупка обходится не менее 50 000 дол...

Виртуальный музей противогазов

News image

Как же забыть школьные уроки гражданской обороны? Метание гранаты, стрельба, ужас ядерной войны и, конечно, суметь надеть противогаз за секунды. А сколько шуток, розыгрышей и за...

Инвестиции в коллекционирование

Оружейные коллекции: особенности инвести

News image

Коллекции. Старинные сабли гораздо надежнее любой валюты, считают коллекционеры. Но по...

Определены самые необычные музейные колл

News image

Приезжая в новую местность, туристы спешат познакомиться с достопримечательностями, посетить му...

Как не наломать дров при инвестициях в и

News image

По сообщению американской газеты The New York Sun, специалисты банков и ...

Авторизация



TRUSTLINK