Арт-бизнесАрт-банкинг

Старинные монеты и нумизматика - ув

News image

Нумизматика как область коллекционирования зародилась давно, ...

КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ ПИВНОЙ АТРИБУТИК

News image

Бирофилы, кто они? Перед вами некое ...

Арт-банкинг

арт-банкингДля русского рынка это словосочетание пока в новинку, однако западные коллеги знакомы с ним давно (в конце 80-х годов пионерами этого направления стали швейцарский UBS, немецкий Deutsche Bank и американский Citibank), там и коллекционеры, и банкиры уже научились извлекать пользу из такого сотрудничества. Постепенно и российские банки в рамках приват-банкинга предоставляют клиентам подобные услуги, но как устойчивая система арт-банкинг у нас пока ещё не сложился. Причиной, наверное, стоит считать недостаточный опыт российского арт-рынка в целом, который не успел ещё воспитать достаточное количество экспертов и арт-консультантов.

Менеджер арт-банкинга должен разбираться как в искусствоведении, так и в финансах. Именно он должен порекомендовать клиентам, какие именно предметы искусства им выгоднее купить именно сейчас — чтобы хорошо заработать на их продаже в будущем. В нашей стране консультации подобного рода дают галеристы и арт-дилеры достаточно высокого уровня — те, кто довольно давно работает на рынке и имеет опыт, чтобы рисковать не только своими деньгами, но и капиталами состоятельного клиента.

Появляются у нас и так называемые «кураторы коллекций» — своих галерей, а часто и собраний у них нет, но за определённый процент от сделок они помогут собрать коллекцию, а в случае необходимости — продать. Кстати, хороший менеджер подберёт коллекцию так, что стоимость произведений будет возрастать именно в силу их комплексности. Например, общая стоимость трёх картин, продающихся по отдельности, может быть ниже цены трёх картин, которые продаются вместе как коллекция. Кроме того, «выброс» на рынок грамотно подобранной коллекции всегда становится сенсацией, что само по себе уже служит хорошей рекламой и приносит дополнительные, часто весьма ощутимые дивиденды. Вот свежий пример:продажа на Кристис картины Уильяма Тернера 19 апреля этого года в рамках аукциона старых мастеров прошла как рядовое событие, а назначенная на 5 июля распродажа 14 акварелей того же Тернера из коллекции бельгийского миллионера Ги Улленса ещё за несколько месяцев до торгов стала сенсацией именно в силу «комплексного подхода».

Арт-банковский менеджер должен обеспечить клиенту и правильную оценку приобретаемых произведений — заниженная цена пойдёт ему только в плюс, а вот завышенная может существенно снизить ликвидность «товара». Он же должен обеспечить качественную экспертизу произведений на подлинность, проверку юридической чистоты, помощь в реставрации и хранении произведений, страхование и, при необходимости, транспортировку.

Банки, предоставляющие подобную услугу, обеспечат клиенту и грамотное участие в торгах аукционных домов в России и за рубежом. Помимо простого перевода средств это может быть и участие в торгах от имени клиента, и возможность привлечения средств под залог произведения искусства. На Западе есть также определённая форма представления нового участника торгов, когда банк представляет гарантийное письмо о достаточности средств клиента на приобретение той или иной вещи.

В какое искусство вкладывать деньги — вопрос, пожалуй, самый сложный, а для арт-банкинга — ключевой. Главное, о чём не стоит забывать, любая работа с произведением искусства — работа на долгую перспективу. Вряд ли 5–10% за год обогатят вас, но за 10–15 лет цена вырастет существенно. Надо помнить и о том, что коллекцию невозможно продать мгновенно — даже если за несколько лет цена произведения существенно выросла, на поиск покупателя через галерею или частного дилера уйдёт время (какое — прогнозировать невозможно), процесс выставления на аукцион также занимает не день, и даже не месяц.

Осваивая область инвестиций в искусство, стоит изу чать каталоги. Сводные каталоги продаж выпускает целый ряд компаний.

Один из самых авторитетных в этой сфере All Art Index был разработан несколько лет назад профессорами школы бизнеса при Нью-Йоркском университете Майклом Мозесом и Цзяньпином Меем. Созданный на основе мониторинга повторных продаж начиная с 1875 года, более 8 тысяч предметов искусства, он стал настольной книгой крупнейших арт-финансистов мира.

Свой рейтинг популярности художников формирует и французская компания Artprice на основе собственных индексов, составленных по данным продаж предметов искусства на мировых аукционах.

Немецкий индекс Zurich-AMR Art & Antiques адресован в первую очередь инвесторам, ищущим выгоду в изменении моды на те или иные предметы искусства.

По мнению международных арт-консультантов, оптимальный срок вложений должен составлять пять–десять лет. Приступать к инвестициям следует, имея в распоряжении хотя бы десяток тысяч долларов. Качественный портфель должен быть представлен не менее чем десятью работами, так что более оптимален выход на рынок с суммой не менее $100 тысяч.

Согласно прогнозу французской компании Artprice сегодня особенно перспективны вложения в современную китайскую и индийскую живопись.

По данным компании Art Market Research, за последние 30 лет наиболее выгодным размещением капитала стали вложения в западноевропейскую живопись и скульптуру — при инвестициях в высшую ценовую категорию доход может составить 10–15% годовых в валюте.

Раритетные художественные и исторические фотографии приносят около 9,3%; старинная мебель (например, французская XVIII века) — 8,5% годовых. Меньший доход приносит китайский фарфор (6,7%) и скульптура (3,2% ).

На российском рынке наибольшей популярностью традиционно пользуются вложения в русскую живопись. Причём приоритеты постепенно смещаются от «классики» (Шишкина и Айвазовского) в пользу представителей XX века.

Достаточно интересны и вложения в старинные монеты и ордена — они стабильно растут в цене, принося не менее 30% годовых. Если говорить о живописи советского периода, то стоит вкладывать деньги в неизвестных пока художников, которых наша школа воспитала немало. Многие галереи покупают у наследников целые коллекции за весьма скромные деньги, «раскручивают» художника: устраивают выставки, выпускают каталоги, обеспечивают публикации в прессе — а затем продают уже за совсем другие суммы.

Не стоит обольщаться, глядя на рекордные продажи произведений, к примеру, на русских торгах Сотбис и Кристис. То, что картина шестидесятника Дмитрия Краснопевцева год назад была продана за миллион долларов, не помешало другим его работам на торгах прошедшего года продаваться в диапазоне от $25 до 116 тысяч. То же и с последним русским рекордом: весьма посредственный по художественным достоинствам Сомов за 5 миллионов — отнюдь не предел для олигархов, с одной стороны, но и не показатель для рынка в целом, с другой. Как считают эксперты антикварного рынка, за таким резким скачком цены, как правило, следует спад. Один весьма известный и уважаемый российский коллекционер в разговоре с вашим покорным слугой назвал однажды подобные ценовые взлёты «логикой бешеных тараканов».

Таким образом, 5–10% годового роста цены — сухая общепризнанная статистика, а резкие взлёты — результат немотивированных эмоций. Обратимся, однако, к фактам. Вот несколько работ, не единожды появлявшихся на западных аукционах. Цены от продажи к продаже, естественно, менялись.

Полотно постимпрессиониста Поля Сезанна «Карьер Бибемус» было приобретено предпоследним владельцем за $3,19 млн. После трёх лет владения картиной, в 1989 году он выставил её на Сотбис. Цена продажи соста вила $6 млн. За вычетом комиссии продавца чистый доход составил $2,76 млн. — соответственно 27,75% годовых.

Картина одного из самых ярких и любимых сегодняшней публикой художников «парижской школы» Амедео Модильяни «Девушка в чёрном платье» за три года (1986–1989) выросла в цене с $4,65 млн. до 7,17 млн. — почти два с половиной миллиона чистого дохода и 16,94% годовых.

Пейзаж представителя австрийского сецессиона Густава Климта «Замок Камер на Аттерзее II» находилась в одном собрании десять лет. Купленная в 1987 году за $5,28 млн., в 1997 она ушла с молотка за $21,42 млн. — 16 миллионов чистого дохода и 14,42% годовых.

Примерно так же обстоит дело со скульптурой. «Три склонённые фигуры» Генри Мура 1975 года, проданные на Сотбис в 2004 году за $7,5 млн., за год принесли владельцу 19,73%, что составило $1,2 млн. чистого дохода.

Интересная ситуация сложилась с произведением скульптора Альберто Джакометти «Большая стоящая женщина I» 1960 года, одной из четырёх монументальных женских фигур, которые автор создал для уличной инсталляции на нью-йоркской Чейз-Манхэттен-Плаза. За последние 20 лет на торги она попадала четыре раза. В первый раз цена покупки составила $3,08 млн., во второй — $4,95 млн., в третий — $3,6 млн. и, наконец, в четвёртый — $13 млн. Поучилось, что в первые три года ставка доходности составила 20,06% годовых, затем год число было отрицательным, а за десять лет — доход в 12,46% годовых.

Кстати, отрицательные числа случаются при инвестициях в искусство. Скажем, «Портрет неизвестного в костюме Марса» кисти Питера Пауля Рубенса был куплен в 2000 году за $8,25 млн., а продан через два года всего за $6,19 млн. Женский портрет Пьера Огюста Ренуара «Габриэль за туалетом» за восемь лет, с 1990 по 1998 год, упал в цене более чем втрое: с $9,68 млн. до 3,1 млн. И даже с покупкой работы Винсента Ван Гога можно прогадать. Картина «Читательница романов» была куплена в 2003-м за $5,61 млн., а спустя два года никто не дал за неё больше $3,83 млн.

Причина «отрицательных цифр», по мнению экспертов, в том, что решение о приобретении дорогостоящего произведения искусства зависит от ряда сугубо индивидуальных мотивов, поэтому найти покупателя с теми же мотивами и, к тому же, готового заплатить более высокую цену за ту же картину, порой довольно сложно.

Весьма перспективными считаются вложения в современное искусство. Не прогадал тот, кто в начале 1990-х рискнул вложить деньги в необычные произведения провокационного американского художника Джефа Кунса, в частности, в его инсталляции с пылесосами. Куплена она была за $55 тыс., а через 13 лет продана за миллион, в прошлом же году аналогичная инсталляция на Сотбис была продана уже за $5,3 млн.

Какой вывод можно сделать из всего сказанного? Покупать искусство, безусловно, стоит — помимо выгодных в большинстве случаев инвестиций, это ещё и эстетическое наслаждение, и престиж. Но, как и в любой другой области, стоит заручиться поддержкой профессионалов. Сейчас ими уже вполне могут стать и ведущие российские банки. Антикварный рынок движется вперёд и активно навёрстывает то, что было разрушено в советское время. Уже забыты и времена, когда русские покупатели приезжали на Сотбис и Кристис с чемоданом денег, и ошарашенные иностранцы пытались объяснить им, что сделки в сотни тысяч долларов не совершаются за наличные. А поездки на ярмарку в Маастрихте или Парижское биеннале антикваров стали обычной практикой многих галеристов. И на пути к цивилизованному и профессиональному арт-рынку арт-банкинг является важной ступенью.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Интересные факты:

Монетовидный календарь

News image

Существует достаточно необыкновенная средневековая китайская монета, сделанная из бронзы, и в центре она имеет отверстие квадратной формы. На днях бишкекский антиквар, который является истинным ценит...

Мое хобби – старое радио

News image

На наших глазах ушла в небытие целая эпоха –многоликая эпоха Советского Союза. И как-то незаметно вещи нашего привычного окружения вдруг стали историей. С каким ожесточением мы...

Инвестиции в коллекционирование

Оружейные коллекции: особенности инвести

News image

Коллекции. Старинные сабли гораздо надежнее любой валюты, считают коллекционеры. Но по...

Определены самые необычные музейные колл

News image

Приезжая в новую местность, туристы спешат познакомиться с достопримечательностями, посетить му...

Как не наломать дров при инвестициях в и

News image

По сообщению американской газеты The New York Sun, специалисты банков и ...

Авторизация



TRUSTLINK