Старинные монеты и нумизматика - ув

News image

Нумизматика как область коллекционирования зародилась давно, ...

КОЛЛЕКЦИОНИРОВАНИЕ ПИВНОЙ АТРИБУТИК

News image

Бирофилы, кто они? Перед вами некое ...

О чем говорят этикетки

Старинные русские спичечные этикетки встречаются теперь крайне редко.

Никто из нынешних собирателей не видел первых русских спичечных коробочек. В Москве с 1848 г. по 1895 г. существовала фабрика. А. М. Гезена, а какие были этикетки? Известна лишь одна, относящаяся к 1870 г., с изображением Московского Кремля. На этикетке указано: Рисунки собственность фабрики . Рисунки! Где они?

Сохранилась этикетка 1856 г. фабрики А. Семкина в с. Грузино, Новгородской губернии.

В нескольких коллекциях встречаются этикетки фабрики Гессе семидесятых годов с рисунками и текстами из басен И. А. Крылова. Эта же фабрика в 1876 г. выпустила этикетки с портретами героев освободительной войны сербов против турецкого ига. На одной — генерал М. Г. Черняев, командовавший моравским корпусом сербской армии.

Под изображением стихи:

Архистратиг славянской рати.

Безукоризненный герой!

Под кровом божьей благодати

Да совершится подвиг твой!..

На другой этикетке портрет добровольца Н. Киреева, тоже со стихами:

Ко братьям страждущим душа его летела

Самоотверженно желая им служить,

Он первой жертвой пал за праведное дело

И памятью о нем должны мы дорожить.

Он пал в честном бою, свободу защищая.

Как больно смерть его отозвалась в сердцах,

Неведома для нас могила дорогая!

Остался прах его во вражеских руках!

Семью годами позже фабрика Гессе издала серию этикеток с пикантными картинками.

В 1883 г. фабрика Грефсби выпустила спичечные коробки с рисунками такого же содержания. Эти выпуски характеризуют тогдашнюю эпоху безвремения, отход от значительных общественных тем и в ' большом искусстве , и в потребительской миниатюре.

Ивану Андреевичу Крылову на этикетках повезло. Мы уже упоминали о крыловском выпуске фабрики Гессе, а в 1891 г. фабрика Шаныгиной выпустила большую серию с силуэтами петербургских типов; среди них три иллюстрации к басне Демьянова уха . Иллюстрации настолько удачны, что сразу же вспоминаются соответствующие строки:

Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай.

Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!

Схватя в охапку кушак и шапку, —

Скорей без памяти домой.

В 1899 г. сразу две фабрики выпустили первую юбилейную этикетку с портретом Пушкина, а в 1900 г. — с портретом Суворова.

Увы, вот и весь перечень отечественных этикеток, сохранившихся с прошлого столетия.

Но это даже не сотая часть образцов спичечной графики того времени. Правда, тут не учтено 150 дошедших до нас лапшинских этикеток, первая из которых— хотитовская — почти полностью копирует шведскую. Лишь на ее обороте напечатано: Продажа в С.-Петербурге у В. А. Лапшина . Так, покупателям под видом иностранных спичек продавалось отечественное изделие.

* * *

Как и всякий предмет промышленной графики, спичечные этикетки являются зеркалом эпохи. На них отражаются многие события общественной жизни.

Наша промышленность выпускает в год 13 миллиардов коробков спичек, а следовательно, такое же количество картинок, наклеенных на них. Какое другое полиграфическое изделие имеет такие тиражи? Спичечная коробка проникает вслед за человеком туда, куда порой не дойдет ни большой плакат, ни маленькая открытка. Иллюстрации на этикетках превратили их в политические микроплакаты.

В 1918 г. фабрика Факел впервые поместила на этикетке лозунг Пролетарии всех стран, соединяйтесь! и советскую эмблему Серп и Молот .

В 1923 г. реакционное английское правительство предъявило Советкому Союзу ультиматум, сопровождаемый угрозами и содержавший разные необоснованные требования. Ультиматум вызвал возмущение трудящихся по всей стране. Повсюду раздавался призыв: В ответ на ноту лорда Керзона укрепим наш воздушный флот, создадим эскадрилью самолетов Ультиматум . Тогда же было организовано Общество друзей воздушного флота. Значок этого общества — самолет с кулаком вместо пропеллера — был изображён на этикетке, выпущенной фабрикой Ревпуть .

В годы Великой Отечественной войны все советские спичечные фабрики выпускали этикетки с патриотическими призывами. В послевоенное время советские люди ведут борьбу за мир и дружбу между народами всей планеты. Появились миниатюрные копии больших плакатов: Мы за мир! , Нет — войне! , Ядерное оружие запретить! ...

* * *

Вдумчивое отношение к изображенному на этикетках приводит иногда к неожиданным открытиям.

В доме-музее Л. Н. Толстого на столе, под стеклом, лежала начатая спичечная коробка Акц. о-ва В. А. Лапшин .

— Ею пользовался Лев Николаевич?

— Нет, но точно такие же спички постоянно были в доме.

— Этого не могло быть!

— Почему?

— Обратите внимание на цвет бандероли — такой цвет на спичечных фабриках появился спустя три года после смерти Толстого!

Сколько пришлось посмотреть фильмов о гражданской войне. Везде курят! Артисты лихо чиркают современной спичкой по современной же коробке. А что бы режиссерам поинтересоваться историей спичечной промышленности!

Однажды автору этих строк позвонили из студии документальных фильмов: Какие спички могли быть в кабинете Ленина в 1920 г.? В 1922 г.? Документированная справка, разумеется, была дана.

Для фильма о Карле Марксе понадобилась аргументированная консультация — какими спичками мог пользоваться Маркс в семидесятых годах прошлого столетия? Тут помог каталог музея Брайан и Мэй.

* * *

Нередко на спичечных этикетках можно увидеть изображение... спичек.

Первоначально с помощью рисунка показывалось, как надо держать спичку, чиркать и т. д. Позднее тему спички начали обыгрывать. Забавную серию из десяти рисунков малюток выпустила шведская фабрика в Йенчёпинге: сказочные гномы, играющие со спичками и спичечными коробками.

Интересна серия советских этикеток. Родословная спички с иллюстрациями на тему Как человек добывал огонь в прошлом .

Чешская фабрика в Липнике на своих этикетках показала процесс изготовления спичек. Многие советские и зарубежные фабрики посвятили этикетки годовщинам со дня основания своих предприятий.

На спичечных миниатюрах встречаются изображения коллекционируемых предметов: почтовых марок, денежных знаков, монет, знаков, медалей и всяких других. Это — или торговая реклама или пропаганда коллекционирования. Венгрия выпустила серию Кто что собирает .

В ознаменование Дней коллекционера , проводимых Московским городским обществом коллекционеров, в 1962 и 1963 гг. были выпущены две серии спичечных этикеток с шестью оригинальными рисунками предметов коллекционирования. День коллекционера отмечался с 1958 по 1967 гг. также путем надпечаток на текущих выпусках этикеток.

* * *

O тематике иностранных этикеток упоминалось выше. Следует остановиться на некоторой их особенности. В капиталистических странах много внимания уделяется рекламе. Рекламируется одежда, кофе, сигары, короче, все, что продается, чем торгуют. В Японии, например, каждый отель, многие фирмы имеют собственную этикетку — микрорекламу. Спичками с такими картинками пользуются посетители отелей, сотрудники и гости фирм.

За рубежом на спичечных этикетках рекламируются кинозвезды, чемпионы спорта, пивные бары, герои дня и прочее. Там же выпускаются и высокохудожественные серии этикеток с изображением музеев, с репродукциями картин, портретов великих людей, предметов искусства.

При хронологическом коллекционировании вопрос систематизации разрешается просто — этикетки подбираются по имеющимся каталогам. К сожалению, каталоги издаются не во всех странах, кое-где выпускают перечни этикеток отдельных фабрик, но у этих изданий небольшие тиражи, и поэтому достать перечни трудно. Тут на помощь приходят справочники общего порядка. Но ведь поиски — часть коллекционирования.

Зарубежные спичечные этикетки внутреннего рынка отличаются от предназначенных на экспорт, и поэтому их надо отдельно располагать в коллекции. Этикетки внутреннего рынка имеют надписи на своих государственных языках, экспортные же — на языке страны ввоза или по-английски.

В некоторых странах на спичках, предназначенных для экспорта, вместо страны изготовления указывается FOREIGN MADE или FOREIGN (по-английски — иностранное производство). Такие этикетки изготовляются по заказу торговых фирм. Часто один и тот же рисунок печатается в разных странах, но различить их невозможно, вот почему многие собирают эти этикетки не по странам, а под общим заглавием FOREIGN .

Как разобраться, на каком языке сделаны надписи? Помогут на первый случай слова безопасные спички , спички , которые на разных языках пишутся так:

английский — sаfеty match

немецкий —sichерhеits zundholser

датский — sikkepheds taendstikker

норвежский — sikkephetsstikker

шведский — sakephets tandstickor

финский — waarattomia tulitikkuja

испанский — fosforos de seguridad

португальский — phosphoros de seguranga

французский — allumetes de surete

итальянский — fiammiferi

румынский — chibrituri

голландский — lucifers

венгерский — gyufa

чешский— zapalky

польский — zapalki

болгарский — кибрит

сербский — сигурносне жигице

хорватский — sigurnosne zigice

Эти слова помогут определить, какой словарь следует взять для дальнейшего перевода надписей.

Надо учесть еще и следующее: французский язык употребляется также на бельгийских и швейцарских этикетках; испанский — в странах Латинской Америки (кроме Бразилии); португальский — в Бразилии; немецкий — в Австрии и в некоторых кантонах Швейцарии (а также на территориях, занятых в свое время немцами); английский, как уже упоминалось, встречается почти на всех экспортных этикетках.

Когда японским спичечным промышленникам пришлось в прошлом вести борьбу со шведским трестом, то они выпускали подделки под шведские этикетки — тот же рисунок и надписи. Лишь некоторые неточности в очертаниях букв выдают фальсификацию. На это надо обратить внимание, так как в некоторых коллекциях такие этикетки попадают в раздел Швеции.

Существует примечательный образец: изображение павлина с надписью внизу MANUFACTURED IN SVEDEN . Все правильно, подлинная японская этикетка, но... в целях конкуренции поселок, где находилась фабрика, наименовали в Шведен. Не придерешься!

За последние годы появилась масса этикеток-фантазий. Предприимчивые дельцы, учитывая спрос на этикетки и запоздалую информацию о новинках, печатают огромную массу серий на всевозможные темы. Никакого от ношения ни к спичечной промышленности, ни к спичечным этикеткам эти картинки не имеют и только засоряют коллекции несведующих собирателей,

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Интересные факты:

Коллекционирование денежных знаков

News image

Денежные знаки являются своеобразным и необходимым источником при изучении истории идеологии, религии, политической мысли, экономической истории общества. По денежным знакам можно проследить денежную эмиссию, введение в ...

Велосипеды дома Романовых

News image

Самую редкую коллекцию собрали энтузиасты из музея-заповедника «Петродворец», и сейчас данная коллекция хранится в подмосковной усадьбе-музее «Кусково». В этой коллекции присутствуют семнадцать моделей велосипедов из дома...

Инвестиции в коллекционирование

Оружейные коллекции: особенности инвести

News image

Коллекции. Старинные сабли гораздо надежнее любой валюты, считают коллекционеры. Но по...

Определены самые необычные музейные колл

News image

Приезжая в новую местность, туристы спешат познакомиться с достопримечательностями, посетить му...

Как не наломать дров при инвестициях в и

News image

По сообщению американской газеты The New York Sun, специалисты банков и ...

Авторизация



TRUSTLINK